?

Log in

No account? Create an account
Питер

Наши мечты за нас никто не исполнит !


Previous Entry Share Next Entry
Питер

Провинциальные истории, услышанные теплым весенним днем...

В каждом тихом уголке нашей страны можно найти нечто необыкновенное: старинный особняк, церковь, быть может, усадьбу или мост через реку – памятник, готовый поведать удивительные истории об удивительных людях. Любители истории стремятся туда, где вершились судьбы мира, но провинциальные истории, отличающиеся от столичных, куда как меньшим масштабом и отсутствием лоска, при близком рассмотрении кажутся более настоящими и, - человечными.

И однажды теплым весенним днем, я услышала эти истории на экскурсии "Провинциальные истории" с Львом Бароном.

DSC_2552



История первая, железнодорожная.

01.
DSC_2534

02.
DSC_2493

Начну издалека) В 1830-е годы, некий специалист по железным дорогам, Франц Антоний Герснер предложил императору Николаю I проложить железную дорогу из Петербурга в Москву. В середине XIX века путь из одной столицы в другую занимал 3 дня, на дилижансах. Тогда его идею не поддержали, но предложили проложить стальной путь из Петербурга в Царское село и в Павловск. Она была открыта в 1837 году и стала первой железной дорогой в России. Она хорошо начинала, но постепенно стала работать в убыток, потому что ей мало кто пользовался. Тогда Герснер устроил на конечной станции, в Павловске, «курзал» - большой комплекс с гостиницами, ресторанами, сценическими и театральными площадками. Он приглашал самых знаменитых исполнителей и целые труппы из Европы. Меломаны из столицы стали часто ездить на концерты, конечно, по железной дороге. Так ее рентабельность резко возросла.

Император Николай I, вдохновленный быстрым развитием железнодорожного сообщения, вернулся к идеи о постройке дороги между двумя столицами. 1 августа 1842 года был подписан соответствующий указ и начались работы. 60000 крестьян трудились на строительстве семисоткилометрового стального пути. А руководили работами два инженера: Павел Петрович Мельников и Николай Осипович Крафт. Так мы и подошли к герою нашей провинциальной истории, Павлу Петровичу. Последние годы своей жизни он провел в городе Любань, скончался и был захоронен в местной церкви.

03.
Мельников

Инженеры руководили разными участками дороги: Павел Петрович – Северным, а Николай Осипович – Южным. Границей между участками была река Коломенка, пересекающая трассу железной дороги между Березайской и Бологовской станциями.

В 2001 году, когда отмечали 150-летие открытия первой железной дороги, на Московском вокзале Петербурга был открыт барельеф с изображением Николая I, Мельникова и Крафта. Рядом с ними - отрывок из указа от 1 августа 1842 года и два поезда: старый и современный Сапсан. И такой же барельеф был открыт на Ленинградском вокзале в Москве. Эти вокзалы, словно близнецы, строились по проекту Константина Андреевича Тона, и раньше оба назывались Николаевскими.
В Любани мы оказались, чтобы узнать историю Павла Петровича Мельникова, и совершили небольшую прогулку по окрестностям вокзала.

Любань – станция островного типа. В 1850 г. здесь было построено каменное здание железнодорожного вокзала, сохранившееся до наших дней с незначительными изменениями.

04.
DSC_2498

В первые годы после открытия железной дороги, поезда из Петербурга и из Москвы прибывали на вокзал одновременно. Прибывшие пассажиры бежали в станционный ресторан, где можно было сытно пообедать за 75 копеек, очень дешево по тем временам. Даже знаменитый писатель Антон Павлович Чехов вспоминал, как вкусно и сытно он обедал в Любани. Отправлялись дальше поезда тоже одновременно, в зал заходил начальник станции и объявлял посадку. Из шума невозможно было разобрать, что именно он говорил, но все пассажиры понимали, что пора бежать на поезд. Не обращая внимания, на указатели направлений, они вбегали в поезд, и часто, уже после отправления, понимали, что сели не свой поезд. После нескольких претензий от пассажиров, расписание скорректировали и поезда перестали приходить одновременно.

05.
DSC_2537

Буквально в двух шагах от станции, стоит церковь Петра и Павла, где был захоронен Павел Петрович Мельников. Неофициально, этот храм является главным железнодорожным храмом России. Он был построен по проекту Константина Андреевича Тона, имя которого я уже упоминала. Церковь в целости и сохранности пережила советскую власть, но в 1941 году была значительно разрушена после попадания фашистской бомбы. В настоящее время церковь восстановлена.

06.
DSC_2500

07.
DSC_2532

На территории церкви был захоронен первый начальник Николаевской железной дороги.

08.
DSC_2506

Во время войны вокруг города шли ожесточенные бои по снятию блокады Ленинграда. В 1944 году – бои за освобождение Любани, когда войска Волховского фронта двинулись на Новгород. В память об этих событиях установлен небольшой мемориал со списком погибших.

09.
DSC_2509

10.
DSC_2511

В церкви сохранилась могила Павла Петровича Мельникова, он был захоронен в 1880 году.

11.
DSC_2508

12.
DSC_2527

13.
DSC_2528

В память о нем, 9 августа 1955 был установлен бронзовый бюст около вокзала.

14.
DSC_2538

Павел Петрович Мельников родился в Москве, но большую часть жизни прожил в Петербурге, учился в Корпусе инженеров путей сообщения. В 1833 году, возрасте 29 лет, стал профессором кафедры прикладном механики. В 1820-е годы участвовал в проекте улучшения Волховских порогов и ведении работ по улучшению судоходства через Кокенгаузенские пороги Западной Двины (Даугавы).

Перед началом строительства железной дороги Павел Петрович поехал изучать железнодорожное дело в Западную Европу, и по итогам стажировки написал отчет более чем на полутора тысячах страниц. В 1839 году, уже будучи профессором Института корпуса инженеров сообщения, был направлен в США.

В марте 1841 года, приказом Николая I была учреждена комиссия для составления проекта железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой. Председателем комиссии был назначен А.Х Бенкендорф, в числе других в неё вошли инженеры Мельников и Крафт.

В 1862 году Павел Петрович назначен главным управляющим путей сообщений. Его разработки легли в основу железнодорожного строительства на десятилетия, в том числе план соединения центральных губерний с Дальним Востоком.

В 1865 году генерал-лейтенант Павел Петрович Мельников возглавил Министерство путей сообщения. За время его управления ведомством сеть российских железных дорог увеличилась на 7,062 тыс. км. Он стал также автором первых в России технических условий проектирования станций. В 1869 году он оставил эту должность и поселился в Любани. К сожалению, дом где он жил не сохранился.

15.
DSC_2550

История поэтическая.

Следующая наша остановка, в поселке Чудово Новгородской области, связана с именем Николая Алексеевича Некрасова. Название поселка как бы намекает, что здесь совершались какие-то чудеса. По другой версии, когда-то эти земли населяли финно-угорские племена, и в том числе народность Чудь. Так и появилось название поселка.

В свою чудовскую усадьбу Некрасов приезжал почти каждый сезон. Здесь он общался с крестьянами и собирал материалы для своих произведений. После этих разговоров появились его знаменитые произведения: «Мороз красный нос», «Крестьянские дети» и другие.

16.
DSC_2563

На памятнике, рядом с Николаем Алексеевичем, сидит его любимый пес Кадо. Он трагически погиб на охоте, причем его по нелепой случайности застрелила супруга Некрасова. После этого Николай Алексеевич никогда не ездил охотится в Чудовскую Луку.

17.
DSC_2552

В той поездке мы не посетили музей Некрасова, а только прогулялись вокруг усадьбы.

18.
DSC_2560

Впереди нас ждали новые провинциальные истории.

История купеческая.

Несколько купеческих историй рассказал нам городок Боровичи, расположенный на берегу реки Мсты. Улицы города до сих пор сохранили дух старинного русского купеческого города. Во время войны линия фронта проходила достаточно далеко и многие здания сохранились в первозданном виде.

19.
DSC_2564

20.
DSC_2568

21.
DSC_2573

22.
DSC_2579

23.
DSC_2588

24.
DSC_2591

25.
DSC_2599

26.
DSC_2605

27.
DSC_2606

28.
DSC_2611

Многие годы в Боровичах жила купеческая семья Шульгиных. В свое время Матвей Яковлевич Шульгин был городским Главой в течении 12 лет, с 1893 года возглавлял городскую Думу, и даже избирался в Государственную Думу от Боровичей. Немало важных дел он сделал для своего города. В 1905 году по его распоряжению через Мсту был переброшен мост, который сохранился до сих пор.

29.
DSC_2585

30.
DSC_2576

Река Мста

31.
DSC_2577

1917 год застал Шульгина в Петербурге, и он уехал на юг, в надежде переждать революционные события. В период НЭПа он приехал в родные Боровичи, вернул усадьбу и начал восстанавливать торговое дело. Но этот период быстро закончился и Матвей Яковлевич оказался в роли лишенца. Никто не осмелился его приютить, и только кучер выделил ему место в бане, где он и провел остаток жизни.

Еще до революции был построен музей имени Жуковского В. А. и Гоголя Н.В. Хотя поэты никогда не были в этих краях, но имена свои увековечили. После революции музей закрыли, позже восстановили и совсем недавно перенести в восстановленную усадьбу Матвея Яковлевича Шульгина. Экспозиция музея нашла себе достойное место!

32.
DSC_2772

Музей рассказывает об истории города и края. И первый зал посвящен древней истории Новгородской области.

33.
DSC_2768

34.
DSC_2639

Керамический сосуд из могильника Репище. Конусообразная форма помогает катать сосуд, не поднимая его.

35.
DSC_2629

36. Грузики для вертикального ткацкого станка.
DSC_2632

37. Жаличные или погребальные кресты.
DSC_2624

38. и в продолжении темы, - сосуды для кремации.
DSC_2642

В музее время летит быстрее, и мы уже в XVII веке. Тогда Боровичи был развитым торгово-ремесленным селом, но кроме торговли занималось и военным делом. В тот период была постоянная угроза шведской интервенции. И когда Великий Новгород был занят шведами, большая часть его мужского населения отправилась на его защиту.

Летопись Святодухово монастыря того времени гласит: «Церковно место пусто, все жжено и воевано от немецких людей и от русский воров». Кроме этого, летопись пишет о покровителе этой земли, Якове Боровическом. В музее есть ковчег, где хранится частичка мощей Якова Праведного, на нем выгравирована история его жизни.

39.
DSC_2648

40.
DSC_2651

Боровичи стоят на реке Мсте, достаточно мощной во время полноводья. Интерактивный стенд ожил, и зал наполнился грохотом порогов.

41.
DSC_2658

Высота самого крупного порога В XVII веке по ней ходили на барках, - плоскодонных лодках, выстроенных без единого гвоздя. Эти лодками виртуозно владели местные кормчие.

42.
DSC_2645

Позже, Петр I называл их лоцманами, на голландский манер. Также он заменил тесаные весла на руль. Лоцманы полностью отвечали за груз, который перевозили, и в случае его потери, были обязаны возместить стоимость. Понимая важность их работы, Петр I создал профессиональную лоцманскую артель.

Река Мста со своими порогами очень сложна для судоходства, поэтому строятся Тихвинская и Мариинская системы. Лоцманы уходят туда работать и получают очень хорошую зарплату серебром. Они могли позволить себя и квартиру в Петербурге, и усадьбу в родных Боровичах. А в качестве приятного подарка супруге – украшение из речного жемчуга.

43.
DSC_2660

В следующем зале мы погрузились в атмосферу крестьянского дома начала XX века.

44.
DSC_2666

45.
DSC_2677

46.
DSC_2687

Девушки были трудолюбивые, все ткани создавали своими руками. Ткать начинали с 10 лет, ведь к 14 годам нужно было собрать сундук приданного. Причем все должно быть «hand made».

47.
DSC_2692

48.
DSC_2684

Тем временем, среди мужчин был широко развит гончарный промысел.

49.
DSC_2682

50.
DSC_2683

Постепенно производство достигло промышленных масштабов.

51.
DSC_2723

В начале XX века практически все кирпичные и огнеупорные изделия закупали в Англии и Бельгии. Несмотря на то, что в России были все возможности для развития производство, на рынок невозможно было пробиться.

Когда Нобели узнали про баллическую белую глину, исследовали ее свойства и начали строить завод по выпуску огнеупорных изделий. Так была проложена дорога на рынок для российской продукции. Слава Боровичей росла и сюда пошли столичные и иностранные инвестиции.

52.
DSC_2693

Свои капиталы вложил и князь Голицын. Он создал свой завод и стал выпускать экспериментальную плитку пирогранита, которая по своим свойствам не уступала натуральной, но стоила гораздо дешевле. В 1893 году эта продукция получила 2 золотых медали на Всемирной выставке в Париже.

53.
DSC_2698

Позже Голицын продал акции своих заводов промышленнику Константину Вахнеру. Завод в Боровичах начал производить первую сантехническую продукцию в России. И все это чистая керамика!

53.
DSC_2701

54.
DSC_2703

Были в Боровичах и свои бизнес-леди. Госпожа Белостоцкая, оставшись вдовой, купила у Кузнецовского фарфорового завода формы и начала выпускать прекрасные керамические вазоны.

55.
DSC_2704

Другая вдова, госпожа Сараева занималась далеко не женским делом, - чугуно-литейным производством.

56.
DSC_2709

От производства мы перешли к жизни купеческой.
На фото красивый арочный мост, который был построен в 1905 году в период экономического кризиса.

57.
DSC_2735

Денег на строительство не было и глава города, Матвей Яковлевич Шульгин, запросил кредит у железной дороги. Ему отказали и он стал отправлять грузы по воде. Тогда руководство железных дорог приняло его условия, выдало кредит, который был погашен в течении 6 лет эксплуатации моста!
Вообще в Боровичах все были на редкость предприимчивые. Обратите внимание, на эту рекламу. Согласитесь, отличный маркетинговый ход!

58.
DSC_2746

59.
DSC_2764

60.
DSC_2738

Купцы жили хоть и по-купечески, но на дворянский манер. В городе построили театр, регулярно проводили балы, выпускали газету. И для того, чтобы привлечь жителей на спектакли, после них устраивали танцы с розыгрышами и подарками.

61.
DSC_2749

62.
DSC_2760

В начале XX века в Боровичах было 13 храмов, 11 часовен, и мужской Свято-Духов монастырь, основанный в XIV веке.

63.
DSC_2752

64.
DSC_2753

В Боровическом уезде было 350 усадеб, которые практически полностью разрушены. Уцелели некоторые усадебные вещи, и сейчас они хранятся в музее.

65.
DSC_2756

После революции судьба жителей города резко изменилась. Часть купцов и дворян покинули Родину, чтобы провести остаток жизни в эмиграции…
Так, за полтора часа экскурсии, мы пролистали страницы истории Боровического уезда от древних времен до революции.
Сам музей не только хранит старинные экспонаты, но и оборудован современными мультимедийными технологиями. Вот здесь, например, нужно проявить внимательность.

66.
DSC_2770

и эрудицию.

67.
DSC_2674

После музея мы поехали на встречу с новой, завершающей историей той поездки. Но ее герой внес такой важный вклад в историю России и всего мира, что я решила рассказать о нем отдельно. Не уходите далеко!

Posts from This Journal by “Серебряное кольцо” Tag


  • 1
akozmin_7 May 6th, 10:08
Первое впечатление. Архитектура вокзала и зданий в городке очень напоминает (или аналогичны) по всей ветке между Москвой и Петербургом. Помнишь, Малую Вишеру где мы с тобой были? Аналогичный вокзал, как я помню в той же Твери. Хороший проект. Удобный как минимум для своего времени.

Впечатление второе. Лучше такой текст, на мой взгляд, делить на две публикации. Тема разная , а пост перегрет снимками и текстом . Первую часть прочёл, а вторую пролистал картинки. А будь два поста, то прочёл бы внимательно каждый из них.
Прислушаешься? ))

vikni May 6th, 21:59
Скорее всего вокзалы были построены примерно в одно время, поэтому похожая архитектура.
Поездка уже поделена на 2 части, вторая будет позже)

  • 1